Как настроить чантер и дроны Ирландской волынки

Здесь вы найдете рекомендации по настройке чантера и дронов ирландской волынки в виде наглядной и удобной в применении схемы. На деле все ниже перечисленные манипуляции гораздо проще, чем может показаться при чтении.

Конечно, лучше всего учиться этому у играющего музыканта или мастера. Воочию этот процесс легче освоить, чем по описанию. А когда вы несколько раз проделаете все эти операции, вы уже не будете задумываться о последовательности действий.

Самое важное, если вы владелец ирландской волынки, — поменьше трогать трости, а особенно – чантерную, так как она очень хрупкая и в процессе подстройки ее легко сломать. Одно неосторожное движение может оставить вас вовсе без трости. Цены на трости для uilleann pipes самые высокие среди волыночных. Об этом важно помнить, если вы не хотите разориться раньше, чем научитесь играть.

К примеру: вы стали играть, а звук фальшивит/низит/высит/похож на гудок парохода и т.д. – не в коем случае не трогайте сразу трость. Если за день до этого трость звучала отлично и к ней не прикасались, то возможно все дело в том, что инструмент лежал там, где для него было слишком тепло/холодно (возле батареи/в багажнике машины/на сквозняке). В таком случае, лучше просто оставить волынку на какое-то время в комфортных умеренных условиях. Помните, что при игре под палящим солнцем или в очень жаркой комнате лепестки трости могут практически сомкнуться, и если вы попытаетесь ее приоткрыть с помощью уздечки (bridle), она просто сломается.

Не забывайте, что в руках у вас — самая сложная волынка в мире, и что малейшее воздействие на один из ее элементов влечет за собой целую цепь изменений, которые необходимо будет корректировать.

Вы могли заметить, что часто подстройка чего-то одного требует тут же подстройки чего-то еще, чтобы компенсировать внесенные изменения. Все эти способы были открыты методом проб и ошибок, так что все, что нужно теперь – просто выбрать подходящий для вашей трости вариант. Этапы подстройки инструмента осуществляются в определенной последовательности. Нарушать ее не рекомендуется во избежание потери времени и нервов.

Очень важно помнить, что климат в России резко-континентальный, в отличие от морского ирландского. Поэтому влажность гораздо ниже, а главное, меняется она довольно часто и за очень короткое время. Это непременно сказывается на строе тростей и состоянии всего инструмента. В помещении, где вы репетируете, лучше всего иметь увлажнитель воздуха (обычный/ультразвуковой и т.д.), который бы поддерживал постоянную влажность, особенно, в зимний отопительный период.

Мой друг и учитель Грэг Долан (Greg Dolan), не имея увлажнителя воздуха, перед репетицией (а репетировал он поначалу на кухне — после стал репетировать в ванной комнате) ставил на плиту кастрюлю с водой, которая кипела на протяжении всей репетиции, длившейся от трех до пяти часов.

Удачи и помните, если у вас все-таки не получается настроить трость с помощью этих советов, то лучше обратиться к более опытному волынщику или, наконец, к мастеру, изготовившему вам инструмент.

Настройка чантера

Основная закономерность:
1 –Если вы повышаете строй, задвигая трость в чантр, это может слегка понизить вторую октаву.
2 – Если вы понижаете строй, выдвигая трость из чантера, то вторая октава будет звучать несколько выше.

Как сделать звук чантера выше:
1 – Сняв часть обмотки с основания трости, вставьте ее поглубже в чантер и меняйте глубину постепенно, пока не подстроите.
2
– Посмотрите, насколько трость открыта. Если открыта сильно, слегка сожмите уздечку трости (обычно – медное колечко) вдоль плоскости, запомнив, насколько сильно вы ее закрыли. После такой процедуры, обычно, давление при игре становится меньше.
3 – Посмотрите, насколько открыта трость. Затем сдвиньте уздечку ближе к концу лепестков. Двигайте 0,5-1мм. В результате этого, трость будет открываться. По мере продвижения, закрывайте трость, как указано в пункте 2 этого раздела, чтоб она была настолько же открыта, как перед началом ваших действий. Обычно, раскрытие играющей трости — 0,8-1,2мм, в зависимости от трости.

Как сделать звук чантера ниже:
1 — Добавьте немного нити к обмотке основания трости, чтоб она сидела в чантере не так глубоко.
2 – Посмотрите, насколько трость открыта, затем сожмите уздечку с боков, чтоб немного приоткрыть трость. Так она и звучать будет громче, но играть на ней будет трудней.
3 – Посмотрите, насколько трость открыта. Сдвиньте уздечку к основанию трости, перемещайте понемногу — 0,5-1мм за раз. При этом трость будет постепенно закрываться. Затем откройте трость, как это описано в пункте 2 этого раздела.

Если чантер низит во второй октаве:
1 – Смотри пункт 1 раздела «Как сделать звук чантера ниже», затем, если он будет низить в первой октаве, смотри пункт 3 раздела «Как сделать звук чантера выше».

Если чантер высит во второй октаве:
1 – Смотри пункт 1 раздела «Как сделать звук чантера выше», затем, если будет высить в первой октаве, смотри пункт 3 раздела «Как сделать звук чантера ниже».

Если на трости слишком тяжело играть:
1 – Слегка призакройте трость, как это описано в пункте 2 раздела «Как сделать звук чантера выше», затем, если высоковато, сделайте, как в пункте 1 раздела «Как сделать звук чантера ниже».

Если на трости слишком легко играть:
1 – Приоткройте чуть-чуть трость, как это описано в пункте 2 раздела «Как сделать звук чантера ниже», затем, если низковато, сделайте, как в пункте 1 раздела «Как сделать звук чантера выше».

Если нижнее Ре чантера низит или булькает:
1 – Вставьте полоску картона или плотной бумаги длиной сантиметров 6, сложенную вдвое, в раструб чантера.
2 – Откройте трость, сдвигая понемногу уздечку к ее окончанию.

Если заднее Ре (back D) ломается/низит под давлением:
1 – Достаньте трость из чантера и добавьте немного обмотки.
2 – Откройте трость чуть-чуть, сдавив с боков уздечку или сдвинув ее к окончанию трости.

Настройка дронов

Здесь приведен самый оптимальный и используемый всеми волынщиками способ настройки.

1 – Возьмите ноту Ля на чантере и включите дроны.
2 – Выключите баритоновый и басовый дроны. Делается это, когда дроны звучат. Для этого нужно дотронуться до отверстия, из которого выходит звук, кончиком пальца. При этом давление в мешке должно быть довольно сильным и стабильным. Выглядит это как, своего рода, фокус, но, на самом деле, это чистая физика. Сильное давление заставляет язычок прижаться к корпусу трости, после чего она замолкает и перестает выпускать воздух. Включить дрон можно либо перезапустив все дроны с помощью выключателя (stop key), либо так же дотронуться до звукового отверстия кончиком пальца и аккуратно и быстро скользнуть им в сторону.
3 — (a) Настройте теноровый дрон, двигая его верхнюю секцию, пока он не будет гармонично звучать с Ля на чантере. Почувствовав, что звук правильный, продолжайте играть только с теноровым дроном и проверьте также нижнее Ре, Соль, Фа-диез и заднее Ре на чантере. Тенор-дрон должен строить со всем чантером, особенно с Ля. Не должно быть слышно никаких частотных биений. Если все же ухом вы ощущаете какой-то дискомфорт, то двигайте секцию дрона до тех пор, пока вам не покажется, что звук чантера и дрона практически сливаются воедино.
(b) Следует проверить, как звучит теноровый дрон с Ля, Соль и Фа-диезом второй октавы. Делается это потому, что, когда играется вторая октава, давление, воздействующее на все трости повышается. Если трости дронов настроены недостаточно правильно по отношению к чантерной, то и х строй может отклоняться в сторону повышения, не только от чантерной, но и относительно друг друга. Если у вас никак не получается состроить дрон с обеими октавами, значит дело в строе самого чантера (см. раздел Как настроить чантер)

4 – Будем считать, что теноровый дрон настроен. Перейдем к баритоновому дрону. Его нужно включить, снова коснувшись подушечкой пальца звукового отверстия: на этот раз надо резко скользнуть пальцем в сторону – из-за перепада давления язычок трости отсоединится от корпуса и трость зазвучит снова. После этого надо отключить подачу воздуха на чантерную трость с помощью stop-key. Баритон нужно состроить с тенором так, чтоб они давали абсолютно единое звучание. Нужно двигать верхнюю часть баритонового дрона, пока ухо не почувствует что-то вроде биения в звуке – это будет означать, что вы близки к цели. Продолжайте сдвигать секцию дрона, пока биение не станет медленнее и не прекратится совсем. После снова проверьте, как звучат тенор и баритон с чантером на первой и второй октавах.
5 – Басовый дрон проще всего настроить следующим образом. Надо отключить чантер, затем баритон. Верхнюю часть басового дрона надо двигать до полного совпадения строя с тенором. Потом включите все три дрона и послушайте, как баритон звучит с басом и тенором вместе. Все три дрона должны слиться в единый монолитный звук.
6 – В заключение, поиграйте на чантере с тремя дронами минут 10-12. За такое время, обычно, волынка успевает нагреться. Помните, что, чем плотней и тяжелей древесина, из которой изготовлен инструмент, тем больше ее теплоемкость. То есть, так как у самшита и гренадила теплоемкость разная, понадобится различное время, чтоб инструмент полностью согрелся. Это приводит к частичному расстраиванию тростей. Повторив процедуру снова, можно добиться рабочего строя всего инструмента для репетиции или концерта.