Подготовка волынки

Что значит «подготовить волынку»?

Когда говорят «подготовить волынку», могут иметь в виду два различных процесса:
Первый процесс – это обработка волынки для защиты от воздействия воды, температуры и вибрации.
Второй процесс – это непосредственно «разыгрывание», обкатка инструмента.

Новая волынка: период разыгрывания

Новая волынка и особенно чантер в этот период могут показаться «тугими», а их тембр будет более «матовым», чем у «разыгранного» инструмента. Прежде чем звук станет более открытым, мягким и полным, пройдет от полугода до года. Это всегда нужно учитывать при выборе и приобретении волынки.

Во время игры древесина волынки подвергается вибрации, воздействию влаги и изменению температуры, поэтому новому инструменту необходим период постепенной адаптации ко всем этим воздействиям. Избыток влаги внутри и сухость снаружи, тепло внутри и холод вокруг – любое из этих сочетаний подвергает инструмент риску. Интенсивная, непривычная для дерева вибрация, являющаяся следствием длительной игры, также может быть дополнительным фактором риска.

Для новых деревянных инструментов или для инструментов, на которых не играли регулярно какое-то время, мы рекомендуем Вам следующие стандартные процедуры подготовки, помогающие избежать трещин:

  1. Дайте инструменту согреться до комнатной температуры, прежде чем играть. Ни в коем случае не дуйте в инструмент, если он слишком холодный.
  2. Играйте в теплой комнате. Никогда не играйте в холодном сыром помещении. Если вы собираетесь играть на открытом воздухе, то учитывайте, что температура ни в коем случае не должна быть ниже 22 градусов С. Также старайтесь не играть в жару, при очень сухой погоде, так как от этого дерево высыхает.
  3. Поначалу играйте понемногу: минут пятнадцать в день, не более двух раз в день в течение первой недели, затем 20 минут, потом 25 и т.д. Играть в этот период нужно почти каждый день, чтобы постепенно и постоянно подвергать инструмент воздействию влаги и звуковой вибрации. Не стоит руководствоваться аргументом «дать инструменту отдохнуть в течение 5-6 дней» – это, напротив, может ему повредить!
  4. Играйте упражнения: долгие ноты, медленные гаммы и мелодии, чтобы чантер приспособился к продолжительной вибрации. Это в любом случае полезно для вашей игры, но кроме того хорошо и для волынки! И обязательно используйте тюнер. Инструмент, предназначенный для игры в 440 Hz, и должен быть настроен в 440 Hz, а инструмент, предназначенный для игры в 446 Hz, соответственно — в 446 Hz. Лучше сразу привыкать играть чисто.
  5. Протирайте инструмент снаружи и изнутри (с помощью ершиков, шомполов, впитывающих тряпочек) после каждой игры.
  6. Инструмент будет нормально настроен уже месяца через 2-3, а хорошо – только через год. Впрочем, это во многом зависит от того, насколько Вы хороший музыкант и насколько четко Вы следовали данным правилам.
  7. Даже после тщательной подготовки волынки продолжайте внимательно следить за перепадами влажности и температуры. При очень сухой погоде (особенно в отопительный период) кладите в кофр влажную салфетку в открытом пакетике с зиппером.

 

Промасливание внутренних каналов волынки.

Для промасливания рекомендуется аптечное миндальное масло с добавлением витамина Е или же пищевое льняное масло холодного отжима. Ни в коем случае нельзя использовать льняное масло, продающееся в художественных салонах — оно содержит канцерогенные соли свинца. Это может привести к отравлению, а также самовоспламенению оставленных без присмотра тампонов, ваты и пропитанной им материи! Промасливать волынку надо так: после игры протереть все отверстия и каналы насухо. После чего в разобранном виде положить в платяной шкаф или похожее место. Платяной шкаф — это такое место в доме, где сохраняется наиболее постоянная влажность и температура, а также полностью отсутствуют сквозняки. Через 2-3 дня достать волынку, посмотреть, насколько канал блестит внутри. Если блеск достаточно заметен и стенки гладкие, то достаточно слегка смочить в масле тампон или губку и затем, медленно вращая, смазать маслом канал. Если же канал не блестит, имеет матовую поверхность и шероховатости, все деревянные детали нужно густо намазать маслом изнутри и снаружи. При этом надо избегать попадания масла на нитки или пробку в местах уплотнения. Особенно следить за тем, чтоб масло не попало на мешок и трости. Оставить промасленный инструмент на ночь. Излишки невпитавшегося масла насухо протереть: внутри стоков и каналов — льняной тряпкой, а снаружи — нетканым полотенцем или тонким фетром. Промасливание — процедура, необходимая всем волынкам, и особенно это важно для волынок из кокоболо и самшита.

Что нужно и что нельзя: внимание к температуре.

Если Вы представите себе, что Ваша волынка – тоже человек, тогда вам будет гораздо проще обеспечить ей комфортные и безопасные условия: ей должно быть так же комфортно, как Вам самим. Не стоит оставлять волынку там, где ей будет слишком холодно или слишком жарко – и то, и другое может ей сильно навредить. Например? Нельзя оставлять волынку в машине зимой в багажнике, класть волынку на заднее сиденье, когда едете куда-нибудь зимой, оставлять волынку в закрытой машине летом (даже на очень короткое время), оставлять волынку даже в кофре под солнцем, которое может ее перегреть, оставлять волынку на сквозняке (независимо от температуры и влажности воздуха) – все это вредно для волынки. Если кольца разболтались или дроны и чантер свободно вынимаются из стоков – это верный показатель изменения размера древесины.

Заключение

«Дыхание» древесины. Изменения размеров, в основном – диаметров, древесины называется «дыхание». Этот процесс напрямую зависит от атмосферных воздействий (влажность, температура, давление). Это автоматическая реакция не только на внешние воздействия, но и на изменения количества влаги в самой древесине. Непромасленная древесина подвержена изменениям в размере в большей степени. Совсем свести на нет «дыхание» невозможно. Поэтому за этим процессом надо внимательно следить и контролировать его – это имеет много последствий для древесины.

Слюна и влага. Часто древесина портится от влаги и слюны. Переизбыток влаги и слюны первым делом сказывается на внутренних каналах волынки. Поврежденная древесина становится пористой, хрупкой. Хрупкая древесина перестает «дышать» равномерно. Здесь происходит процесс «выветривания», то есть вымывания естественных смол из древесины, что, в свою очередь, может привести к деформации и трещинам. К тому же это резко снижает коэффициент отражения звуковой волны древесины, что напрямую сказывается на тембре инструмента, его диапазоне частот и на способности держать строй.

Эластичность. Органическое (растительное) масло делает дерево более эластичным. Есть много примеров тому, как, с помощью промасливания, удавалось вернуть древесине изначально заданные диаметры и даже восстановить нарушенный строй чантера. Регулярное промасливание делает инструмент более стабильным и продлевает срок его службы в разы. Существует ряд специализированных масел для гренадила и других музыкальных пород древесины.www.doctorsprod.com здесь вы найдете большой выбор подобных профилактических и восстанавливающих масел. Так же можно использовать масло продающееся во всех музыкальных магазинах под названием «Bore oil» для кларнетов и гобоев.
Помните, что в 90% случаев инструмент приходит в негодность из-за халатности владельца!!!

Рекомендации по частоте промасливания:

% относительной влажности

при температуре 22°С в помещении

Последствия отсутствия ухода за гренадилом

Рекомендованный уход за гренадилом

51% и выше

Минимальное высыхание или изменение размеров каналов.

Промасливание 2-4 раза в год.

От 31 до 50%

Высыхание и изменение размеров. Древесина может потрескаться.

Промасливание каждые 12-16 недель.

От 21 до 30%

 

Промасливание каждые 8-12 недель.

Интересные ссылки

www.doctorsprod.com — Омар Хендерсон дает полезные рекомендации по промасливанию и уходу за тростями.
www.blackwoodconservation.org – информация о черном дереве из Танзании.