Технология Праздника: Волынка — инструмент полифонический

Такой инструмент, как волынка, известен почти каждому. И, в первую очередь, он ассоциируется с самой популярной в мире шотландской волынкой. Но немногие себе представляют, как же этот удивительный инструмент изготавливается. За ответом на этот вопрос мы отправились к мастеру по изготовлению волынок, и профессиональному музыканту, Александру Анистратову. foto1.jpg

Т.П.: Расскажите, пожалуйста, про сам инструмент.
А.А.: Волынка — инструмент полифонический, т.е. задействовано сразу несколько звучащих элементов. Это своего рода дудки разной длины (длина которых влияет на высоту их звучания), в которые вставлены трости (небольшие «пищики», как у гобоя или кларнета), которые и звучат. А трости делаются из тростника или из современных материалов — карбона или стеклопластика, которые похожи по плотности и по звуку на тростник.

Т.П.: Это влияет на звучание?
А.А.: Конечно, влияет. Ничто не сравнится по звуку с тростником. Правда, тростник очень капризный. Он быстро намокает, долго сохнет и из-за этого, особенно неопытному музыканту, трудно бывает настроить инструмент. Начинающему музыканту всегда лучше начинать с пластиковых тростей.

Т.П.: А какие-то специальные породы дерева могут использоваться?
А.А.: Да. Древесина должна быть тяжёлой и плотной. Она лучше отражает звук. Чем ближе дерево по твёрдости к камню, тем лучше. Например: гренадил — черное дерево, палисандр, розовое дерево, самшит.

Т.П.: Можно ли найти такую древесину в Москве?
А.А.: Сложно. Только если случайно, по объявлению.

Т.П.: Сколько материала уходит на один инструмент?
А.А.: Все зависит от качества материала. У дерева есть сучки, трещинки, разные причины бывают. Бывает, что заготовка абсолютно идеальная, легко обрабатывается. А бывает, начинаешь точить, бац — сучек. Снаружи-то сразу не разглядишь. Дерево также необходимо проверять на звучание. Например, постучать по нему пальцами. Глухого звука быть не должно. Но конечное качество звучания, до полной готовности инструмента нельзя проверить, пока инструмент не готов полностью. Все, разумеется, делается по точным чертежам, которым уже не один десяток лет. И, чем точнее будет изготовлена деталь, тем лучше будет качество звука.

Т.П.: Какие еще материалы требуются для изготовления инструмента?
А.А.: Также используются рога животных или мамонтовая кость. Самая лучшая — мамонтовая кость и ее, в отличие от слоновой, реально купить. Ведь продажа слоновой кости давно уже запрещена. foto2.jpg

Т.П.: Как настраивается этот музыкальный инструмент?
А.А.: Настраивается волынка по игровой дудке, которая называется Чантер. На ней играется мелодическая линия. И по ней уже настраиваются все дудки. По длине, т.е. чем длиннее (раздвинут) дрон — тем ниже звук, чем короче, так же как струна у гитар, выше. Отпустить — струна удлинняется получается ниже звук.

Т.П.: Какой срок службы у этого инструмента?
А.А.: А это зависит от того, за ней ухаживают.

Т.П.: Как надо ухаживать?
А.А.: Надо постоянно проводить профилактику мешка и деревянных деталей. Пропитывать разными растворами. Пропитка есть специальная и для мешка и для дерева. Потому что инструмент постоянно соприкасается с дыханием, т.е. конденсатом, а это влага, которая постепенно разрушает инструмент. Поэтому раз в месяц его надо всячески пропитывать.

Т.П.: Из чего делают мешки для волынок?
А.А.: Современные мешки делают из гортекса или из разных мембранных материалов, которые, с одной стороны, дышат, но с другой стороны не пропускают воздух, т.е. влага испаряется изнутри, и одновременно выдерживают сильное давление. foto3.jpg

Т.П.: Насколько этот инструмент популярен в России?
А.А.: С каждым годом кельтская культура все больше и больше приобретает популярность. Наверное потому, что в нашей стране в какое-то время большая часть фольклора была утрачена. В России тоже была своя волынка, но и она, к сожалению, потеряна. Почти в каждой стране есть своя волынка, ведь это один из самых древних духовых инструментов. Волынка всегда была «пастушьим» инструментом. Русская волынка представляет собой две жалейки вставленные в мешок. На Руси и ее называли дуда, а само название «волынка» пошло с Украины. По-английски — BagPipe — мешок и ДУДКИ).

Т.П.: Сколько инструментов Вы уже сделали?
А.А.: Достаточно много. Около пятнадцати.

Т.П..: Сколько может стоить волынка?
А.А.: Смотря какая. Галицийские не очень дорогие. Шотландские, естественно — дороже. Все зависит от самого изделия. Цена может расти до бесконечности. Все зависит от материалов. Можно поставить даже золотые кольца. Чаще, конечно, используется серебро. Также украшают камнями. Обычно для начинающего музыканта инструмент, на котором можно учиться и играть стоит порядка 25-30 тысяч рублей. Это уже хорошо звучащий инструмент, но для начинающих, т.е. без разных там дизайнерских новшеств.

Т.П.: Давно Вы сами играете? Почему захотелось играть именно на этом инструменте?
А.А.: Я играю с 98-го года. Почему захотелось, уже и не помню. Просто на сцене очнулся — в руках волынка.

Т.П.: Музыку сочиняете сами?
А.А.: Нет. Много уже написано. Есть, конечно, вещи, которые я сам написал, но я стараюсь их особо не афишировать.

Т.П.: Играете сольно или с аккомпанементом?
А.А.: На моих собственных концертах также звучат много разных инструментов. Там присутствуют гитары, мандолины, лютни, банджо, кельтская арфа.

Т.П.: Есть ли у Вас уже свои ученики?
А.А.: Конечно, есть. И некоторые из них уже сами выступают в различных коллективах. Но это касается только музыки. В мастерской я пока работаю один, но, я думаю, со временем можно уже будет взять подмастерье. Потому, что необходимо продвигать это мастерство, ведь у нас этим почти никто не занимается.

Т.П.: Расскажите, пожалуйста, про Вашу флейту.
А.А.: Это Ирландская флейта(Irish Flute),сделаная мной по чертежам Tony Dixon (флейтовый и волыночный мастер). Строй её- Ре (самый распространённый в Ирландской музыке). Это самая короткая из подобных флейт, у неё нету так называемой, «стопы» (четвёртого колена). Так же она называется Folk Flute (народная флейта) и как нельзя лучше подходит для музыки в стиле Folk. Флейту я давно мечтал сделать. И сам мечтал научиться играть. До меня никто и никогда в России не пробовал ее делать. Это первая ирландская флейта, сделанная у нас в стране. Раньше просто не было спроса.

М. Баландина
Технология Праздника, 1(19) #2008